Изучение родного края
через исследовательскую и проектную деятельность обучающихся
На земле нет края лучше того, где ты родился и вырос.
Габит Мусрепов
В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию активной личности с четко выраженной гражданской позицией. Проблема патриотического воспитания в школе становится одной из актуальных. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями», - считал К.Д.Ушинский. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к исследовательской и проектной работе. Благодаря таким методам работы учащиеся приобретают навыки самостоятельно добывать знания, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; быстро ориентироваться в информационном пространстве, оценивать результаты своей деятельности.
Работать над исследовательскими проектами по русскому языку и литературе я начала уже давно. Первая работа, посвящённая изучению родного края, называлась «Русские писатели о чувашах». Выполнила её ученица 10 класса Фёдорова Мария. Перед нами стоял вопрос: какими видят, как понимают нас, чувашей, другие народы, в первую очередь наши вечные соседи – русские? Кропотливо изучив произведения и высказывания русских писателей, мы узнали много интересного о жизни и быте, традициях и обычаях, особенностях характера чувашского народа. Результатом кропотливой работы по изучению жизни чуваш стало создание учащейся собственного стихотворения:
Чувашский край – моя земля,
Ты мне с рождения мила,
И о тебе идёт молва:
Земле Улыпа- честь, хвала
За то, что ты на свете есть.
Успехов мне твоих не счесть.
По правде я тобой горжусь,
И у тебя я жить учусь!
Недавно беден был народ,
Под гнётом жил который год.
Не смели голос поднимать,
Умели только жать, пахать.
Ведь было выгодно царям
Держать в неволе нас не зря.
Так легче было управлять
И нас людьми не признавать,
Но в нашей горестной судьбе
Принять решили участь те,
Кому Чувашия близка
И стала даже дорога.
Средь них был русский человек,
Ведь с ними дружим мы вовек.
Радищев, Пушкин, Фукс и Даль,
Некрасов про чуваш писал.
И Лев Толстой писал про нас,
Заметил доброту чуваш.
Наш праздник Гарину был мил,
С балетом, оперой сравнил.
А Пушкин, посетив наш край,
Судьбу чуваша увидал.
С Бичуриным дружил поэт,
В нём друга видел с юных лет.
«Услышишь песенку свою
В поэме «Баюшки-баю», -
Писал Некрасов про чуваш,
Народ увидев «тёмный» наш.
И вот Чувашия теперь
Судьбы своей открыла дверь.
Мой край богаче с каждым днём,
Чувашия - наш светлый дом.
Хотим и дальше мы читать,
Себя в романах узнавать.
Чтоб русский мог чуваш воспеть
С Россией будем мы и впредь.
С интересом работали мы над исследованием «Улицы моего города». С великим старанием изучили карту г. Цивильска, узнали много нового о наших земляках, уроженцах г. Цивильск. Работа заняла II место в районной НПК.
В ноябре 2016 года разработала проект «Природный словарь Чувашии как условие формирования УУД обучающихся 6 класса». Основной идеей проекта было развитие личности на основе информационной образовательной среды. Работа над проектом продолжалась 3 месяца. Учащиеся 6 класса с интересом искали информацию о животном и растительном мире, о полезных ископаемых Чувашии, заглянули в «Красную книгу» Чувашской Республики. Результатом данной проектной деятельности стало создание учащимися 6 класса «Природного словаря Чувашии», в котором содержится 61 слово и к которым даны толкования, подобраны эпитеты и художественные тексты, каждое слово переведено на чувашский язык. Словарь состоит из шести разделов: «Грибы Чувашии», «Животный мир Чувашии», «Лесные растения», «Полезные ископаемые», «Пернатые друзья», «Ягоды Чувашии». Для подбора текстов-иллюстраторов использованы произведения М.Пришвина, К.Паустовского, Н.Сладкова, Э.Шим, И.С.Соколова-Микитова…
В 2017 г. две работы посвятили семье Клементьевых из д. Резинкино: «Слово о матери» и «История одной семьи» - и выступили перед учащимися 7 класса. Ребята с большим вниманием слушали рассказ одноклассника Иванова Кирилла о судьбе своей землячки, славной матери-героини Васильевой Елизавете Васильевне, её муже Клементьеве Иване Клементьевиче, участнике Великой Отечественной войны, их детях и внуках. Первая работа заняла I место в районной НПК в секции «Журналистика», вторая - II место в секции «История моей семьи».
Благодаря данным исследовательским работам многие учащиеся начнут испытывать интерес к государственным наградам, подробно изучать историю нашей необъятной России. Недаром говорят, что люди, утратившие своё прошлое, не имеют и будущего. Жизнь родителей, дедушек и бабушек – пример для молодого поколения россиян.
Тимофеевой Анастасией, учащейся 6 класса, была проделана большая работа по изучению и сравнению русских и чувашских пословиц о семье. Её работа заняла II место в секции «Русская литература».
Таким образом, исследовательскую и проектную деятельность учащихся можно назвать одной из эффективных форм обучения и воспитания. Использование местного краеведческого материала дает ряд преимуществ в исследовательской и проектной деятельности: позволяет ребенку узнать много интересного о родном крае, городе, селе, людях, живущих или живших здесь, позволяет мотивировать интерес к учебе и совершать собственные открытия.
2017 год Михайлова Н.В., учитель русского языка и литературы