Работа над грамматическими ошибками учащихся
Письменные работы учащихся по русскому языку и литературе (изложения и сочинения) показывают, что при передаче чужого текста и изобретении собственного учащиеся допускают, наряду с другими видами ошибок, речевые и грамматические, опознавать которые не умеют и затрудняются их исправлять.
Это во многом обусловлено тем, что на уроках работа по предупреждению ошибок такого типа практически не ведется или проводится бессистемно. Конечно, научиться «правильной» и «хорошей» речи можно только в практике живого общения с помощью речи. А если языковая среда, в которой живет ребенок, не дает ему возможности развиваться? Вот поэтому на уроках русского языка в школе нужно создавать условия для развития правильной и хорошей речи. Один из путей – работа по культуре речи.
Сложность положения и учителя, и ребят состоит еще и в том, что, к сожалению, разного рода ошибками (в том числе и грамматическими) пестрят тексты, появляющиеся перед глазами учеников, выступления в СМИ.
Как сделать грамотнее устную и письменную речь учеников, как уменьшить количество грамматических ошибок? Добиться этого можно лишь в том случае, если дети научатся видеть нарушения языковых норм сначала в специально составленных упражнениях (ребятам легче анализировать чужие тексты), затем станут находить в собственных работах и будут знать разные способы их устранения. То есть требуются особые упражнения, материал которых был бы по лексическому и грамматическому строю приближен к тому, что выходит из-под пера самих учеников. Очень полезными могут оказаться уже проверенные и оцененные сочинения учащихся.
Как же вводится понятие нормы? С понятием нормы литературного языка ребята уже знакомятся в средних классах. Но при насыщенности современных программ теоретическим материалом на уроках в средних классах, когда изучается грамматика, трудно выделить достаточное количество времени не только на развитие практических умений и формирование навыков, но даже и на выполнение специальных упражнений, позволяющих научить применять полученные знания. А это означает, что приходится обращать внимание на грамматику, языковые нормы при написании сочинений, при подготовке к выпускным экзаменам, то есть уже в старшем звене.
С чего же начинается такая работа? В первую очередь, с введения самого термина ГРАММАТИЧЕСКИЕ ошибки. В учебнике Сабаткоева темы «Грамматические ошибки» нет. Зато поможет нам в этом учебник Р.Н.Бунеева и др. для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней, в котором даётся таблица с видами грамматических ошибок и примерами. Авторами учебника подобраны упражнения, которые привлекают самих школьников к нахождению, исправлению и предупреждению грамматических ошибок, повышают самостоятельность учеников и их познавательную активность. Усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи информации, а в процессе его собственной активной деятельности (системно-деятельностный подход). Изучение темы заканчивается творческим заданием.
Михайлова Н.В., учитель русского языка и литературы