Методы работы над усвоением лексики при обучении иностранному языку.
Повышение качества образовательного процесса и, в частности, в области обучения иностранному языку – ключевая задача образовательных учреждений в современных условиях. Особенности процесса усвоения новой лексики до сегодняшнего дня недостаточно изучены. Но если применять передовые методики, доказавшие свою эффективность, дифференцировать работу учащихся, опираться на научные основы сохранения информации в памяти, можно спрогнозировать успешное достижение образовательных целей.
После окончания школы дети должны владеть обязательным минимумом материала, предназначенного для школьной программы. Если школьник может назвать эквивалентное слово для русского слова на иностранном языке, значит ли это, что он его знает? Конечно, да. Однако сможет ли он правильно использовать это слово для грамотного выражения своих мыслей? Достаточно ли такого уровня знания, чтобы читать иностранные тексты? Конечно, недостаточно. Поэтому главное – уметь употреблять слова, главная цель преподавателя – это помочь детям овладеть иноязычной речью.
Наблюдения показывают, что кривая забываемости информации пропорциональна времени, прошедшего с момента заучивания. Большая часть новой информации забывается уже в первые часы: в первые 20 минут – 58%, через час – 48%, через 9 часов – 36%, через один день – 33%, через месяц – 21%. То есть большая часть информации забывается в первые часы. На скорость забывания влияют следующие факторы: индивидуальные особенности, багаж знаний, усвоенных раннее, важность информации для обучающегося.
Чтобы запомнить новые слова и не забывать их, рекомендуется следующее:
- прилагать усилия и запоминать слова осознанно;
- непроизвольное запоминание помогает легко и быстро воспроизводить нужную лексику;
- вести запись новых слов в словарик;
- выполнять тренировочные упражнения по использованию новой лексики в словосочетаниях и высказываниях;
- читать тексты различного характера, чтобы наблюдать употребление изучаемой лексики в контексте и др.
Регулярное чтение различных текстов также успешно помогает запоминанию лексики. Чем больше времени тратится на чтение, тем выше уровень подготовленности и совершенствования знаний иностранного языка. Одним из эффективных упражнений для работы с лексикой считается восполнение пропусков лексических единиц в связном тексте. Это задание имеет разновидности:
- в начальных классах пропущенные слова предлагаются в виде картинок;
- в качестве подсказки может быть сохранена первая буква искомого слова;
- на средней и старшей ступени обучения предлагаются 3-4 варианта слов, из которых только одно верное;
- и для более подготовленных учащихся предлагается текст с пропусками без предложенных вариантов.
Для наиболее полного усвоения лексических единиц существует масса упражнений и заданий, которые должны быть в арсенале учителя, которые он применяет в зависимости от возраста его учеников и уровня их подготовки. Например, для начального уровня можно использовать карточки, где на одной стороне – слово, а на другой – картинка, изображающая его значение. Методисты рекомендуют тем, кто изучает иностранный язык, усваивать отдельные слова в словосочетаниях, фразеологических оборотах, небольших контекстах.
Например, при усвоении прилагательного «garrulous» можно задавать вопросы: “Who can be garrulous?”, “What would they tell you?”. “How to get rid of them?”, а также дать словосочетания и устойчивые выражения с этим словом:
- to be as garrulous as a magpie
- a garrulous boy
- Jan isn`t normally this garrulous!
Дидактические игры в парах и группах можно использоваться на всех этапах презентации, закрепления и использования новой лексики. Использование игровых методов дает возможность сделать занятия увлекательными и эффективными, создается приятная психологическая атмосфера, иностранная речь воспринимается учащимися как настоящее средство общения.
Е.А. Казанова, учитель английского языка
21.03 2020г.