Изучение истории как необходимый процесс в современном образовании.
Историческое образование в школе играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе. Оно способствует формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их культурному развитию и социализации посредством приобщения к национальным и мировым традициям.
На одной из встреч с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Президент РФ В. В. Путин объяснил единый подход к преподаванию истории и выделил главную задачу школьного курса истории – дать учащимся фундаментальные знания о ключевых фактах истории страны, о деятельности выдающихся соотечественников. Также он высказался о необходимости проведения уроков исторической памяти.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого.
Прошлое и будущее человечества неразрывно связано с историческим процессом. Предметом изучения истории в школе является сам исторический процесс: то есть процесс изменений, которые происходят в обществе по мере его развития в разных сферах: политической, социальной, экономический, духовной и т.д., а также процесс изменений наших представлений и оценок событий прошлого. Сейчас мы хорошо знаем, что наши представления о прошлом могут значительно меняться. Эти изменения в обществе могут происходить очень медленно. Иногда это могут быть сотни и тысячи лет.
И не стоит судить о ком-то только по одному поступку. Знакомясь с биографией исторических личностей, анализируя их поступки, ученики открывают для себя «мир других людей», среди которых нет ни абсолютно плохих, ни абсолютно хороших людей.
Например, Александр Невский поддерживал дружественные отношения с Золотой Ордой, в то время как большинство других князей оказывали ей сопротивление. Жестокий и мнительный Иван Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, расширял территории государства и выделял деньги на освоение новых земель. Реформатор Пётр I преобразил страну, но спровоцировал ряд восстаний.
Причины изучения истории в школе:
1) история учит нас критически мыслить.
Понимая, что прошедшие события не могли свершиться как-то иначе, что они стали историческим фактом, ученики детально разбирают их. Определяют причины, находят повод для тех или иных действий, устанавливают причинно-следственные связи. Уже в тот момент, когда я рассказываю об усилении крепостного гнёта в XVIII веке и о бесправном положении крестьян, ребята могут высказать верное предположение о том, что это приведёт к конфликту между социумом и властью.
Также учащиеся могут отличать причины и повод к началу военных действий, давать разноплановую оценку тому или иному периоду. Я часто повторяю, что у многих исторических событий две стороны, и мы стараемся рассмотреть изучаемый период с разных позиций.
2) история учит нас сопереживать.
Современный ритм жизни делает людей скупыми на эмоции, но ведь эмпатия – это уникальная способность человека, её нельзя терять. И пусть события, о которых мы говорим на уроке, произошли давно, они отзываются в нашем сердце. Мы сочувствуем людским потерям в войнах, бедствиям народа в сложные для государства времена. Но мы так же можем радоваться и восхищаться победам и достижениям во всех сферах жизни. Голос Юрия Левитана до сих пор заставляет замирать – будь то сообщение о нападении Германии на Советский Союз или о первом в мире полёте человека в космическое пространство.
3) знать историю – это значит путешествовать с интересом.
Памятник «Тысячелетие России» вызывает ещё больше эмоций, когда можешь рассмотреть известных исторических деятелей, зная их вклад в развитие государства, а Рюриково городище на берегу реки Волхов представляется не просто каменными развалинами – воображение рисует картины прошлого со знаменательными событиями.
Прогулка по Петербургу превращается в приключение – ведь мы не просто любуемся красотой города, мы видим каменных актёров, рассказывающих о той или иной истории, произошедшей здесь. Это очень увлекательно, чувствуешь себя избранным, которому открыто чуть больше тайн, чем остальным туристам!
Например, в Эрмитаже часть оконных стёкол не меняли более ста лет – они пережили две революции, войну и блокаду.
Таким образом, если человек не знает прошлого и не может его проанализировать, он не может понять ни свое настоящее, ни будущее. Оно позволяет детям расширить набор ситуаций и норм поведения для анализа и формирования самосознания и самоопределения в важный для него период.
Учитель истории и обществознания Мануйлова А.А.