Какие бы вопросы обучения и воспитания ни затрагивались, ни рассматривались, ни поднимались - вывод один: необходимы совместные усилия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения
Родительские собрания, индивидуальные беседы, памятки для родителей, интерактивное общение. Данные формы помогают сплотить родительский коллектив, наладить хорошие отношения с родителями, дать нужный совет в воспитании детей.
1. Родительские собрания - одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей.
За учебный год должно пройти от 3 до 5 собраний. Темы для родительских собраний подбираются в зависимости от необходимости и обстоятельств.
Цель родительских собраний - осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.
При подготовке классного родительского собрания я опираюсь на следующие правила:
1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
3. План проведения собрания должен быть известен родителям.
4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
При подготовке и проведении родительских собраний провожу анкетирование как среди учащихся, так и среди родителей, например, в анкете для детей прошу ответить их на вопросы: - как в твоей семье отдыхают, - назови любимый семейный праздник, - знают ли родители твоих друзей и др. Провожу тестирование, в тесте для родителей «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям» задаю такие, например, вопросы: -ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки, что вы делаете, - как вы строите свои отношения с детьми, и др.
2. Также предлагаю родителям памятки об искусстве воспитания.
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ
Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха каждому ребёнку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком – не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем вы сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его личной жизни.
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Чаще поощряйте ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не всё у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните ещё раз.
Привлекайте ребёнка к большим семейным делам, и приучайте начатую работу доводить до конца.
3. Индивидуальные консультации. Практика показывает, что наиболее эффективная форма работы с родителями – это индивидуальные беседы. Родители обращаются ко мне по вопросам учёбы и поведения своего ребёнка, о возникающих трудностях в успеваемости своих детей. При подготовке к консультации я провожу индивидуальную беседу с ребёнком, его друзьями, педагогами, причем стараюсь делать это тактично. На консультациях не только обсуждаем проблемы, но и находим пути решения этих проблем.
Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Главная задача – обсудить и найти способ разрешения проблемы.
4. Переписка с родителями (интерактивное общение). Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой обращения, если нет возможности личной встречи.
- письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Облегчает и ускоряет обмен информацией между учителем и родителями. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
К примеру, дистанционное обучение стало неожиданностью не только для учителей, но и для родителей. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией классным руководителям приходилось искать новые удобные и безопасные формы работы с детьми и их родителями. Помимо информирования особое значение при организации эффективной воспитательной работы для классного руководителя приобретает обратная связь с родителями. А также в социальных сетях имеют свои группы общения, где публикуется как открытая, так и закрытая информация.
Замечательным примером организации эффективного взаимодействия участников образовательного процесса является сайт школы. Электронный журнал класса, расположенный в одном из разделов сайта, позволяет детям, родителям и педагогам получать информацию об успеваемости учащихся, участию детей в мероприятиях школьной жизни.
С целью создания наиболее комфортных условий для работы с родителями использую дистанционную форму работы. В мессенджере WhatsApp создала совместно с родителями группу «Наш класс». В эту группу входят все родители моего класса. Очень удобно делать объявления, выносить на обсуждение безотлагательные вопросы. Положения конкурсов, акций, информацию по инструктажам безопасности. Индивидуальное общение также проходит очень активно. Родителям нравится, они в курсе всего, мне удобно.
В конце года провожу совместное родительское собрание в виде общественного форума достижений. Родители знакомятся с индивидуальными успехами детей и класса в целом. Каждый ученик обязательно в течение года где-нибудь принял участие. Как приятно родителям, что любой успех их ребёнка замечен. Сложившаяся система отношений позволяет добиться главного - сплотить детский коллектив и сдружить коллектив родителей. Об этом свидетельствуют сложившиеся традиции, совместные дела, хорошие взаимоотношения. Всё самое запоминающееся, яркое стараемся запечатлеть на фотографиях классного коллектива. Любовь и уважение родителей стараюсь завоевывать, прежде всего, своей добросовестной работой, чутким отношением к обучающимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.
Результат работы: 100% личностный контакт с каждым родителем; посещение родительских собраний - от 60 до 85%;инициативный работоспособный родительский комитет; устоявшиеся традиции в классе.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что учителю - классному руководителю необходимо вести работу с родителями, общаться с ними, ведь только вместе с родителями, которые сталкиваются с детьми в домашней обстановке, можно воспитать человека. А фундамент зарождения личности закладывается именно в начальной школе, поэтому так важно, чтобы родители и учитель были «заодно» и действовали только сообща, совместными усилиями.
Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьёй должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Ведь очень важно, чтобы семьи с большим вниманием и благодарностью воспринимали заботу классного руководителя школы об их ребёнке, и охотно повышали свою педагогическую культуру. Именно от родителей и учителя зависит, каким будет будущее поколение.
Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер. Именно семья играет важнейшую роль в формировании привычек поведения, представлений о трудолюбии, влияет на эмоциональный настрой ребёнка.
Анжелика Вячеславовна Портнова, учитель начальных классов МБОУ «Первомайская СОШ»